Эти 90 рабочих дней - самый уязвимый период для потенциального ОКН. В этот период объект сам по себе не обладает охранным статусом, но уже публично заявлено что объект хотят поставить на охрану. Если собственник не хочет обладать ОКН то он может снести или перестроить объект как угодно в этот период. В пункте
4 статьи 36 ФЗ -73 сказано, что все работы на территории, на которой обнаружен ООПОКН должны быть остановлены. НО! К сожалению эта правоприменительная практика не сложилась.
Необходимо чтобы у органов, осуществляющих контроль за градостроительной деятельностью и ОКН появились четкие инструкции и полномочия, относительно защиты объектов, обладающих признаками ОКН.
Порядок установления историко-культурной ценности в Свердловской области (СО) не утвержден. Обычно управление государственной охраны ОКН по СО делегирует эту работу внешним экспертам – в своих заключениях они должны подтвердить или опровергнуть, что объект следует внести в реестр. Таким образом, зная предпочтения экспертов и их отношение к тому или иному периоду или территории, можно теоретически заранее создать ситуацию как положительного, так и отрицательного заключения.
В
Рязанской,
Курской и некоторых других областях введена балльная система оценки историко-культурной ценности. Это делает процесс более объективным.
Если ценность установлена то объект попадает в перечень выявленных объектов культурного наследия. На этом этапе объект получает временный охранный статус, это значит, что его нельзя перестраивать и сносить.
Если эксперты вынесли отрицательное решение, то органы охраны могут просто ссылаться на него при повторном заявлении этого же объекта. Получить положительное заключение после отрицательного довольно сложно. Именно потому активисты стараются подготовить хорошую, максимально полную заявку, изучив всю историю здания и собрав как можно больше сведений и документов.
Чтобы внести выявленный ОКН в реестр необходимо провести историко-культурную экспертизу. Экспертизу могут проводить только эксперты, аттестованные министерством культуры Российской федерации для проведения таких экспертиз. Обычно экспертизу заказывают сами органы охраны ОКН, исходя из своего годового бюджета и стоимости работы эксперта. Выявленные ОКН могут оставаться в этом статусе годами, ожидая экспертиз.
Экспертизу может также заказывать НКО, у которых в уставе есть пункт "охрана объектов культурного наследия". В Свердловской области этим занимается общественная организация Уральский хронотоп. вы можете
поддержать их деньгами и подписаться на их новости!